Всё сам!

Речь пойдёт о восстановлении телевизора POLAR 55LTV1101, но касается это абсолютно любой техники.

Предыстория

В ремонт принесли небольшой ЖК телевизор POPolar - белый экранLAR, как обычно, без пульта дистанционного управления. Телевизор включается, но изображения нет — только белый экран. Со слов владельца, всё началось с надписи «Нет сигнала». Клиент когда то сам занимался ремонтом, то ли просто радиолюбитель, я не совсем понял, однако, он сам решил «отремонтировать» телевизор. Вскрыл, пытался паять тюнер — модуль на основной плате, отвечающий за приём сигнала от внешней антенны. У него ничего не вышло, собрал, а изображение вообще пропало… Внешний вид телевизора был печальным, пыль, паутина. Возможно, после того как он упал в кому, его убрали подальше «до поры». Так или иначе, постараемся вернуть пациента, поехали!

Мастер — ломастер

Телевизор Polar - состояниеВладелец, как он говорит, думал что «там» всё так же, как на старых ЭЛТ телевизорах. Хотя, судя по следам варварской пайки, бездумного хирургического вмешательства паяльником и последствиям, думаю что раньше он работал скорее электриком, чем электронщиком. Непонятно, зачем вообще было пытаться выпаивать модуль тюнера? Что бы, что? Проверить его работу можно только на специальном оборудовании, а прозвонить цепи на короткое замыкание и заниженное сопротивление можно и без демонтажа модуля. Выпаивают эти модули только для замены, с донорских плат, а некоторые модели есть даже новые. Но с чего такой вывод — нерабочий тюнер? Из-за надписи «нет сигнала»? Честно говоря такие случаи были, но они скорее исключение, чем правило.

В большинстве случаев причина в самой антенне, кабеле, усилителе. Часть телевизоров со схожими симптомами имеют проблемы с процессором, питанием или повреждённой прошивкой.

Забегая вперёд скажу, что у данного телевизора, среди прочих проблем была именно повреждённая прошивка. Проявилось это, когда я восстановил картинку и, так как ПДУ не было в наличии, пробовал пройтись по меню используя кнопки на задней панели. Переключения были долгими, иногда не правильными, а при попытке воспроизведения видео файла с флешки, меню вообще повисало. Сброс настроек эффекта не произвёл. Следы самостоятельного ремонтаВозможно, дело ещё и в самих «микриках» под кнопками, но после прошивки (с заменой самой микросхемы памяти) всё стало гораздо шустрее работать и загружаться.
Но наша задача, по этому телевизору, во-первых, вернуть изображение. Это оказалось сделать проще всего. Дело оказалось в шлейфе идущем с основной платы на матрицу. Он был неправильно подключен и имел повреждения. Во-вторых, нужно убрать следы пайки, лишнего припоя в районе тюнера, проверить цепи вокруг. Плата многослойная, с без свинцовым припоем, предыдущий мастер — ломастер раскурочил корпус тюнера и повредил плату, но выдрать модуль так и не смог. Пришлось зачищать, прогревать, выпаивать, выравнивать, подготавливать плату, изолировать царапины цапонлаком, впаивать на место.

К счастью, замыканий в районе тюнера я не обнаружил, хоть и не уверен в его дальнейшей работе. Но для этого телевизора это уже не столь важно, в крайнем случае, можно использовать цифровую приставку (что я настоятельно всем рекомендую) и подключить телевизор к ней через HDMI кабель или SCART. Можно заменить и тюнер, если, действительно, дело в нём, но стоит ли?

Следы самостоятельного ремонтаКак я уже говорил, кроме восстановления участка основной платы, пришлось заменить и прошить микросхему ПЗУ, восстановить и подключить шлейф. Картинка появилась, но с дефектом — широкая белая вертикальная полоса. Сначала подумал, что дело именно в шлейфе идущем с основной платы. Ещё раз проверил, всё в норме. Но при осмотре самой матрицы обнаружил повреждение.

Минус матрица

Повреждённый шлейф матрицыКроме пыли и грязи, повреждённой платы, оторванного шлейфа, к результатам самостоятельного ремонта прибавилась убитая матрица. Частично, но как показывает практика, данная болезнь будет прогрессировать. По хорошему, матрицу следует заменить, а потом можно и о тюнере подумать, если вообще дело в нём. Я его подключением антенны не проверял, к сожалению, не было времени и возможности на тот момент, да и задача стояла другая.

Дефект - белая вертикальная полосаЧто с матрицей? При разборке, по неосторожности, владелец повредил один из «лепестков» шлейфа. Эти шлейфы приклеены специальным способом к стеклу матрицы и передают управляющие сигналы на пикселы. Ремонт или замена невозможны, хотя есть несколько компаний в России, которые занимаются восстановлением матриц. Учитывая стоимость матрицы этого POLAR-а, про это можно забыть. А вот заменить матрицу на другую, рабочую, возможно новую, вполне реально. Ценник «пляшет» от 2500 до 7000 рэ. Связано это с тем, что некоторые матрицы, предлагаемые на рынке, не новые — с разборки. Нужно учесть и стоимость пересылки, упаковки матрицы… При стоимости телевизора в 8000 российских денег, это сомнительное занятие. Поэтому, остаётся смотреть искажённую картинку до полного отмирания матрицы, а затем продать на з/ч телевизор.

Дефект после ремонта - белая полосаДефект изображения пока что «смотрибелен» (сам придумал слово). На тёмном экране видна полоса, она есть и на динамических сценах, но проявляется не корректной передачей цветности. Остальная часть экрана работает и скорее всего будет работать, но вот в столбцах пикселов связанных с повреждённым шлейфом искажения не убрать, а разрыв на нём может увеличиться и тогда часть экрана вообще перестанет работать.

Откуда ноги растут?

Вот к чему приводит стремление сэкономить на обращении к специалисту. Хотя домашних специалистов сейчас пруд пруди, не факт, что было бы иначе. Насмотревшись роликов на YouTube все эти горе — мастера думают, что сами вполне справятся, всё дело во вздутых кондёрах в блоке питания, а их заменить даже школьник сможет. Вечно эти сервисные центры обманывают! Раздувают из мухи слона, обдирают клиентов!

В таком отношении к специалистам, как ни странно, виноваты сами специалисты. Под влиянием рынка все стремятся ничего не делать, но при этом много зарабатывать. Обман в сфере услуг по ремонту процветает. Не раз ко мне привозили телевизоры после других сервисов (из Курска), сетуя на высокие ценники за услуги:

— Мы к вам. Посмотрите телевизор?
— В чём проблема?
— Звук есть, но не показывает! Нам в Курске сказали, что нужно матрицу какую-то менять. Пять тысяч просят.
— Хорошо, оставляйте, проверю и позвоню. (я уже понимаю, что дело в подсветке)
— Ой, а сколько будет стоить?
— Не волнуйтесь, если экран на вашем телевизоре цел, то не пять тысяч точно…

Это реальный диалог из моей практики. Такое было не раз и не только с ТВ. Дело и правда оказывается в паре перегоревших светодиодов подсветки. Пять тысяч? Вы серьёзно? Да комплект новых стрингов (это планки со светодиодами, а не то что вы подумали) стоит максимум 2000 (телевизор 32″), ну за работу 1000… Но здесь же не только высокие цены, но ещё и обман! Например, смартфон не заряжается, батарея в нокауте, телефон, естественно, ни на что не реагирует. Дело в разбитом micro-USB, а в СЦ говорят — нужно менять экран, нужно менять основную плату, менять паспорт, прописку и ломят ценник!

Кроме шуток…

Параллельно блогеры штампуют видосы про то, как проще пареной репы поменять этот ваш экран на смартфоне, починить телевизор… На мой взгляд это всё побуждает людей искать решение самостоятельно. Кто-то «сам с усами», кто-то обращается к знакомому хакеру. В основном это молодые смышлёные ребята, которые как раз и смотрят этот ваш ютюб. И я вовсе не против «юных техников», напротив, планирую сделать на сайте отдельный раздел для них, с удовольствием занялся бы с ребятами радиоэлектроникой в каком-нибудь кружке при местной школе.

Однако, призываю всех кто ещё не раскурочил до предела свой, а ещё хуже, девайс друга, всё же сделать паузу и подумать. Если тупо нужно что то починить, то обращайтесь к людям с проверенной репутацией. Если серьёзно планируете заняться ремонтом, хотя бы для себя, то научитесь терпению и элементарным вещам. Ну, закон Ома там, техника безопасности, паяльник и паяльная станция, флюсы и припои… Шутка. Главное в нашем деле внимательность и диагностика! Пусть ваш первый ремонт займёт полгода, изучайте информацию, схемы, читайте форумы, да и видосы смотрите, тренируйтесь на макетах (на кошках, как в знаменитом фильме «Операция Ы»). Потому что вы всё равно обратитесь к спецу, а я устал уже восстанавливать разломанные корпуса ноутбуков, вы их даже разобрать нормально не можите)) Это можно тоже к юмору отнести, но, как говорится: «в каждой шутке есть доля шутки…»

С мира по нитке

Понятно, что мастерам выгодно, что бы вы чаще обращались. Это правда, это мой хлеб и хлеб моих детей. Но лично мне не плевать на клиентов, иначе я бы не чипятал эти статьи на своём сайте, ломил бы цену. Мне было бы выгодно отремонтировать POLAR 55LTV1101. Судя по всему, изначальная проблема была в прошивке, а это законные 800 — 900 честно заработанных, пусть этот ремонт был бы не дорогой и с него я не купил бы себе яхту. Но «с мира по нитке…». А так, телик почти мёртв, мне копейки за возню (так как ремонт не устранил, а скорее выявил новую проблему, то возьму только за диагностику), клиенту — уныние и сбор денег на новый телевизор.

Так что, если вы ищите мастера, то сразу ко мне! (яхта и всё такое)))
Удачи!

Поделиться в: